Типология кризисов
Кризис – это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, политиков, профсоюзных организации, движений в защиту окружающей среды, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации (М. Реджестер).
Кризисы бывают самыми разными по содержанию и форме. PR-деятели имеют дело преимущественно с социальными последствиями природных кризисов и с кризисами социального происхождения. Последствия кризиса также могут быть достаточно разнообразными (например, в коммерческой структуре), от необходимости уплаты штрафных санкций до смены руководства компании или ее собственника, массовых увольнений работающих, отзыва продукции с рынка, остановки производства, ликвидации (закрытия) предприятия или поглощения предприятия фирмой-конкурентом и т.д.
Социальные кризисы в основном поддаются определенному предвидению и позволяют управлять их протеканием, т.к. они, в основном, вызываются действием человеческого фактора.
Существуют разные подходы к классификации кризисов. Типологизация кризисов по принципу их происхождения и последствий (Д. Ньюсом, А. Скотт).
Типы кризисов |
Разрушительные, катастрофические, внезапные (человеческие жертвы и разрушения) |
Неразрушительные. Неожиданные угрозы, но потери, если случаются, то отсрочены |
Природные |
Землетрясения, лесные пожары, ураганы и пр. |
Засухи, эпидемии и др. |
Преднамеренные |
Акты терроризма, в том числе умышленная порча продуктов, что приводит к человеческим жертвам или повреждению собственности |
Угрозы использования взрывчатки, отравления продуктов, насильственных захватов, разглашение секретов, умышленные слухи и другие злонамеренные действия |
Непреднамеренные |
Взрывы, пожары, отравления, другие аварии |
Проблемы на производстве с отсроченными последствиями, биржевые крахи, банкротства |
Приведенная типология кризисов предусматривает применение определенных методов управления ими. В зависимости от причин возникновения кризисных ситуаций, факторов, воздействующих на их развертывание, каждая организация в состоянии предусмотреть наиболее вероятные типы кризисов общественного происхождения, в которых она может оказаться. Это значит, что их можно предупредить заранее.
предыдущая темаследующая