Возможности для лоббирования в республике беларусь
4. Предложить свои дополнения, дать их формулировки и указать место в тексте законопроекта, куда их вставить.
5. По возможности остановиться на вопросе финансово-экономического обоснования поданного законопроекта, то есть на его стоимости или предусматриваемой экономии затрат.
6. Избегать заезженных клише, излишнего многословия, сомнительных обобщений и льстивых суждений.
7. В завершение коротко обобщить свою позицию.
Важно подготовить нужное количество копий заявления и других документов, чтобы хватило всем членам комитета, а также представителям прессы и заинтересованным лицам. Читать заявление не обязательно. Выступление окажется эффективнее, если говорить, обращаясь к присутствующим и глядя прямо в глаза членам комитета. В таком случае они будут внимательно слушать, а потом обратятся к письменным свидетельствам. Выступление должно быть кратким. В противном случае можно потерять контроль за вниманием членов комитета. Нужно завоевать доверие к себе и внимательно относиться к членам комитета, стремящимся узнать точку зрения каждого. У них есть желание задать вопросы, чтобы окончательно прояснить высказываемую точку зрения. Следует по возможности сразу же ответить на их вопросы; если готового ответа нет, необходимо пообещать позже предоставить им информацию в письменном виде. Следует быть готовым кратко обобщить содержание своего заявления, особенно в тех случаях, когда время выступления уже исчерпано. Не стоит делать слишком эмоциональные заявления – это большой риск. Они могут вызвать враждебность и неприятие, к тому же законодателям интереснее услышать конкретные соображения по вопросам обсуждаемого законопроекта.
Лоббирование после предварительного рассмотрения законопроекта в постоянном комитете. Ошибкой большинства организаций, готовящих законопроекты в инициативном порядке, является то, что они прекращают следить за дальнейшим развитием событий после прохождения обсуждения законопроекта в постоянной комиссии парламента.
предыдущаяследующая