Процесс коммуникации и его элементы
Стереотипы. Это устойчивые, эмоционально окрашенные, упрощенные модели определенной объективной реальности, вызывающие у человека чувства симпатии или антипатии к явлениям, ассоциирующимся с конкретным стереотипом. Каждый человек живет и действует в мире стереотипных образов.
Символы. Расположенные в определенном порядке, они могут выступать эффективными элементами убеждения (колонны демонстрантов, поднятый вверх сжатый кулак и т.д.).
Семантика. Умение использовать точные слова и понятия. Опытный коммуникатор обязан думать о последствиях употребления тех или иных слов, прежде чем решиться их использовать.
Давление группы. Группа, к которой принадаежит человек, влияет на принятие им решений.
Средства массовой информации (СМИ). Люди воспринимают окружающую социальную среду, основываясь на прочитанном, услышанном по радио или увиденном по телевизору, не заботясь о том, чтобы углубляться в проблему и самостоятельно проверять факты и правдивость информации.
Барьеры на пути коммуникации:
- искусственная (политическая) цензура;
- факторы, лимитирующие социальные контакты;
- ограниченность времени на вопросы общественных отношений;
- искажение содержания реальных событий вследствие необходимости сжато информировать о них;
- неточности, возникающие при попытке простыми словами изложить сложные проблемы;
- опасения затронуть факты, представляющие угрозу устоявшимся нормам жизни людей.
Получатель (адресат) сообщения. Процесс коммуникации состоится, когда кто-нибудь на противоположном конце цепочки услышит и поймет то, о чем говорит отправитель. Сообщение может привести к нескольким различным последствиям:
- изменить установки, (случается редко);
- кристаллизовать установки. Это наиболее распространенное последствие;
- вызвать сомнения;
- не вызвать никаких последствий.
Для процесса коммуникации особое значение имеет обратная связь. Критерием эффективности коммуникации могут служить: количество телефонных звонков, писем, пришедших после распространения сообщения, или количество голосов, отданных избирателями политику, когда он баллотировался на выборах и т.д.
предыдущаяследующая