Процесс коммуникации и его элементы

Стереотипы. Это устойчивые, эмоционально окрашенные, упрощенные модели определенной объективной реальности, вызывающие у человека чувства симпатии или антипатии к явлениям, ассоциирующимся с конкретным стереотипом. Каждый человек живет и действует в мире стереотипных образов.

Символы. Расположенные в определенном порядке, они могут выступать эффективными элементами убеждения (колонны демонстрантов, поднятый вверх сжатый кулак и т.д.).

Семантика. Умение использовать точные слова и понятия. Опытный коммуникатор обязан думать о последствиях употребления тех или иных слов, прежде чем решиться их использовать.

Давление группы. Группа, к которой принадаежит человек, влияет на принятие им решений.

Средства массовой информации (СМИ). Люди воспринимают окружающую социальную среду, основываясь на прочитанном, услышанном по радио или увиденном по телевизору, не заботясь о том, чтобы углубляться в проблему и самостоятельно проверять факты и правдивость информации.

Барьеры на пути коммуникации:

  • искусственная (политическая) цензура;
  • факторы, лимитирующие социальные контакты;
  • ограниченность времени на вопросы общественных отношений;
  • искажение содержания реальных событий вследствие необходимости сжато информировать о них;
  • неточности, возникающие при попытке простыми словами изложить сложные проблемы;
  • опасения затронуть факты, представляющие угрозу устоявшимся нормам жизни людей.

Получатель (адресат) сообщения. Процесс коммуникации состоится, когда кто-нибудь на противоположном конце цепочки услышит и поймет то, о чем говорит отправитель. Сообщение может привести к нескольким различным последствиям:

  • изменить установки, (случается редко);
  • кристаллизовать установки. Это наиболее распространенное последствие;
  • вызвать сомнения;
  • не вызвать никаких последствий.

Для процесса коммуникации особое значение имеет обратная связь. Критерием эффективности коммуникации могут служить: количество телефонных звонков, писем, пришедших после распространения сообщения, или количество голосов, отданных избирателями политику, когда он баллотировался на выборах и т.д.

предыдущаяследующая
 
Hosted by uCoz