Хронология и динамика развития "паблик рилейшнз" в мировом пространстве
Третий этап – двусторонней симметричной модели коммуникаций оформился в конце XX в. Смысл этой модели: "Любой бизнес в демократической стране начинается с общественного согласия и продолжает свое существование, опираясь на такое согласие", и это диктует необходимость взаимных уступок.
Есть и другие принципы построения периодизаций. Они могут учитывать разные факторы – используемые средства коммуникаций; типы основных задач; географический принцип и т.д.
Совмещая некоторые принципы периодизаций (а во многих периодизациях периоды совпадают хронологически и концептуально) можно предложить более универсальную, общую периодизацию.
Первый период – это предистория PR, в границах которого зародились отдельные методики и техники воздействия на общественность с целью убеждать людей и влиять на их поведение.
В этой деятельности можно выделить несколько акцентов. Первый связан с использованием материальных средств воздействия – памятники, пирамиды, статуи, храмы, гробницы – все это есть первые попытки влиять на людей, все это примеры увековечивания и обожествления правителей, сила которых покоилась на религиозных убеждениях. Второй акцент – это применение ораторского искусства – риторики – как одного из основных средств убеждения. на помощь риторике приходило древние искусство и литература, которые прославляли героические деяния полководцев и вождей, преподнося их публике как богов или подобных богам. Помимо риторики, древние начиная примерно с IV–III столетия до н.э. использовали такие способы влияния, как символику, лозунги, скульптуру, изображения на монетах.
В Древнем мире, в странах, где предусматривалось участие широких слоев общественности в управлении государством, появляются первые попытки теоретически обосновать возможность и необходимость влияния на общественность. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считал, что убедить аудиторию можно только тогда, когда добьешься ее благосклонности или же симпатии к себе. В «Риторике» он вводит понятие этос, под которым подразумевает изначальное отношение публики к оратору – что является важнейшей предпосылкой успеха его речи.
предыдущаяследующая